9. Ведические символы
Страница 1 . 2 . 3 . 4 . 5
«Не пускайте зло и гнев неправедный в
Души ваши, ибо очернят они Души ваши
и сердца ваши станут чёрствыми...»
Великая Венея – так давно тому назад называлась территория Западной Европы, куда племена славян и ариев
переселялись из Семиречья в поисках новых земель для обитания, постепенно заселяя земли к западу от Уральских
гор. Вот, что рассказывают нам Веды об одном из таких переселений:
«…Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину
мира. Он посадил своих братьев Be [Стара] и Вили [Винга] правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним
все Дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики, а затем на юг в Страну Саксов. У него
было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем
он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на
Фьоне…»
Рунические летописи Древнерусской церкви староверов инглингов содержат следующие сведения о миграции
славяно-ариев: «…Позднее Роды Расы Великой, гонимые суровым даарийским ветром, стали уходить дальше на юг,
расселяясь по разным материкам. Князь Сканд заселил северную часть Венеи. Позднее эта территория стала называться
Скандо(и)навь(и)я, т.к. умирая князь сказал, что Дух его после смерти будет защищать эту Землю…»
Почти всю территорию Венеи в I тыс. до н.э.- I тыс. н.э. занимали Венеты или Венды. Византийский историк
Иордан (VI век н.э.) в своём труде «О происхождении и деяниях гетов» пишет: «…Между реками Дунаем, Тисой
и Олтом лежит Дакия... к северу... на необозримых пространствах расположился многолюдный народ венедов.
Несмотря на то, что теперь их название меняется соответственно различиям родов, но всё же преимущественно они
называются склавенами и антами». Также он пишет: «…После поражения герулов Германарих двинул войско
против венетов… Эти венеты происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов,
антов и склавинов». Современная наука относит к Венетам племена северо-востока Италии (совр. область Венето),
которые говорили на древнем венетском языке «близком к этрусскому», славянские племена Восточной Европы и
некоторые кельтские племена. Поэтому неудивительно, что на территории современной Ирландии и Великобритании
находят славяно-арийские символы.
В 1857 году Великобритании при раскопках у моста Челси нашли бронзовый кельтский щит, украшенный
спиралями, кругами и 27 свастиками. Современные учёные отнесли его к кельтской латенской культуре (первая
половина I тыс. до н.э.), распространённой по всей центральной и западной Европе (Франция, Швейцария, Испания),
на Балканах, в Малой Азии, Британии и Ирландии. Эта культура почему-то названа по имени селения Ла Тен (La Tene)
в Швейцарии.
На территории современной Германии тоже находят славяно-арийские ведические символы, что не удивительно.
Ведь до 11-12 веков там жили славяне – племенные союзы лужичан, лютичей и бодричей, пока их полностью не
уничтожили тевтонцы, до основания разрушив святые для них города-храмы Аркона (о. Рюген) и Рет-Ра и присвоив
себе славянские города, слегка изменив их названия. Липск стал Ляйпцигом, Дроздяны – Дрезденом, Стрелец –
Штрелицем, Зверин – Шверином, Микулин Бор – Мекленбургом. Об этом очень хорошо написали Г.В. Носовский,
А.Т. Фоменко в замечательной книге «Библейская Русь». В Части 3 есть глава «Славянская археология», в которой
можно прочесть следующее:
«...В 1996 году была опубликована книга известного российского художника, академика И.С. Глазунова “Россия
распятая”. В этой книге есть интересный раздел, посвящённый малоизвестным страницам славянской археологии.
Основной вывод И.С. Глазунова можно вкратце сформулировать так: в славянской археологии очень многое и
по-видимому намеренно скрывается от широкой и даже научной общественности. В свете наших собственных
исследований понятно, почему это происходит. На самом деле археология очень часто вступает в противоречие со
скалигеровской историей. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда археологические находки – славянские.
Поэтому именно славянская археология и неизбежно следующие из неё выводы являются в определенном смысле
“запретной темой” в истории. И.С. Глазунов обращает внимание на почти забытые исследования известного русского
учёного XIX века, основателя Томского университета – Василия Марковича Флоринского. И.С. Глазунов пишет:
“Василий Флоринский (1834-1899) прожил 65 лет. Окончил Петербургскую медико-хирургическую академию.
Блестящие способности выпускника были замечены, и уже через несколько лет ему присвоено звание профессора.
Но не медицинскими своими познаниями и способностями проложил этот человек дорогу в бессмертие. Его судьбой
и всепоглощающей страстью стала археология. Точнее, сравнительная археология. Выдающийся учёный искал – и
нашёл – ответ на жгучий вопрос: каким народам и какой расе принадлежат тысячи древних курганов,
разбросанных на просторах Сибири? Ответ Флоринского был чёток и однозначен: древнейшее население Сибири
принадлежало к арийской расе, а точнее, племенам, ставшим позднее известными истории под именем славян.
Василий Маркович провёл гигантскую работу, сравнивая археологические находки раскопанной Шлиманом Трои,
Адриатических Венетов (общеизвестно, что венеты – это славяне, чего не могут отрицать как наши, так и
западные историки), а также венетов прибалтийских с находками в северорусских и южнорусских курганах. Сходство
найденных предметов быта, орнаментов, посуды из венетских – точнее, славянских, – земель с сибирскими курганными
предметами было настолько поразительно, что не оставалось сомнений...”
Итак, оказывается, что Малая Азия и значительная часть Западной Европы были населены в прошлом тем же
славянским народом, что и Россия, и Сибирь. И понятно почему. Это – следы великого = “монгольского” завоевания
Евразии, которое, как мы показали, произошло в XIV веке н.э. и было по преимуществу славянским. См. книгу “Империя”.
По поводу Трои. Не следует думать, что Г. Шлиман действительно раскопал настоящую древнюю Трою. Как мы
показали в [нх-1]-[нх-8], “античная” Троя – это всего лишь одно из названий Царь-Града = Константинополя. Но здесь
это и неважно. А важно, что “Шлимановская Троя” – это некое старое городище в Малой Азии. Оказывается, и оно –
славянское.
И.С. Глазунов: “Флоринский пишет, что адриатические или италийские славяне – венеты, входившие в союз троянских
племён, покинув Трою, основали... Венецию, а также Патаву (от славянского слова пта – птица, ныне Падую)”.
Кстати, известно, что Венеция стоит на древних деревянных сваях. Причём город стоит на них уже несколько
сотен лет. По крайней мере. Возникает интересный вопрос: из какого дерева эти сваи? По некоторым сведениям,
они сделаны из сибирской лиственницы, которая не гниёт в воде. Но если это действительно сибирская
лиственница, то возникает ещё более интересный вопрос: каким образом основатели Венеции были связаны с Сибирью?
В скалигеровской хронологии это выглядит нелепостью. А в свете исследований Флоринского и нашей реконструкции,
это абсолютно естественно. К сожалению, мы не нашли в литературе сведений о том, какое именно дерево
использовалось для венецианских свай. Было бы любопытно до конца разобраться в этом.
И.С. Глазунов пишет далее: “Помню, как в Германии, точнее в ГДР, где я работал над воплощением сценических
образов ‘Князя Игоря’ и ‘Пиковой дамы’, меня неудержимо влекло на знаменитый остров Рюген, где находилась
славная Аркона – древний религиозный центр, если хотите, Мекка наших предков – прибалтийских славян. Советские
учебники по истории, равно как и сами наши ученые, очевидно, имея на то свои причины, словно забыли о тысячелетнем
бытии наших предков на берегах Балтики”.
От себя добавим следующее. В свете наших исследований становится понятно – почему историки и археологи
действительно не любят говорить о былом присутствии славян в Западной Европе, Малой Азии и т.д. Хотя историки
и убедили общественность, что это славянское присутствие было “очень-очень давно”, но как профессионалы должны
понимать, что такое удревнение находок на самом деле искусственно. И что в действительности многие из этих
славянских находок в Европе очевидно средневековые. Поэтому, вероятно, они и стараются как можно реже
затрагивать это больное место скалигеровской истории.
И.С. Глазунов: “Будучи на острове Рюген и узнав об археологических раскопках, я поспешил познакомиться с
молодыми археологами, студентами Берлинского университета... Один из них... сокрушённо покачав головой, сказал:
– Как жалко, что вы опоздали!..
– Почему опоздал? – удивлённо спросил я.
Молодой человек рассказал мне, что несколько дней назад они откопали славянскую деревянную ладью IX века
(датировка эта, конечно, скалигеровская – Авт.). И за ненужностью, вчера снова засыпали её землёй.
– Как?.. Зачем вы это сделали?
Молодой археолог уклончиво ответил:
– А кому она нужна?
– Как кому? – я не мог прийти в себя от изумления, – ну, послали бы в Москву!
Посмотрев на меня серыми глазами викинга, немецкий юноша отвёл взгляд:
– Москва этим не интересуется.
– Ну, как же, помилуйте, у нас есть знаменитый историк и археолог академик Рыбаков.
Викинг нахмурил загорелый лоб:
– Мы знаем имя геноссе Рыбакова от нашего руководителя, учёного с мировым именем геноссе Германа. Наше дело
копать, а результаты находок докладывать профессору.
Будучи в глубоком волнении, я спросил у моего нового знакомого, какие же самые интересные находки были
обнаружены немецкой экспедицией. Потомок тевтонов пожал плечами и произнёс раздражённо фразу, которая
врезалась в мою память на всю жизнь:
– ЗДЕСЬ ВСЁ ДО МАГМЫ СЛАВЯНСКОЕ!
Затем И.С. Глазунов рассказывает о своём разговоре в Берлине с заместителем профессора Германа. Он сообщил
следующее:
– Могу вам сказать одно, что у нас в ГДР существует огромный склад, набитый славянской археологией
и древнейшими книгами, написанными по старославянски. После окончания войны мы многое свезли в это
хранилище, и до сих пор никто в нём не копался.
На вопрос И.С. Глазунова, если ли там славянские книги, написанные на деревянных дощечках, последовал ответ:
– Может быть и есть... Но никто из ваших советских или наших учёных не проявлял пока к этому интереса...
Ещё одно замечание. Даже те добросовестные учёные, которые пытаются осмыслить явные следы широкого
распространения одних и тех же старых славянских предметов, закопанных по всей Евразии, пытаются найти в
скалигеровской хронологии место, куда можно поместить весь этот огромный славянский материал. Но поскольку
все средневековье “уже занято”, им приходится уходить далеко в прошлое и придумывать теории о неких “протославянах”.
По нашему мнению все эти находки относятся не к далёким протославянам, а средневековым славянам “монголам”,
то есть “великим”. Именно они в XIV веке завоевали Евразию и северную Африку…»
(Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко «Библейская Русь» (Русско-Ордынская Империя и Библия. Новая математическая
хронология древности), Москва, 1996 г.).
По свидетельству современной истории первой династией королей на территории Галлии (современная Франция)
в 5-8 в. н.э. были Меровинги. Современные учёные затрудняются сказать, откуда они пришли и кем они были на самом
деле, повторяя позже сочинённую легенду о том, что основатель династии – король Меровий, который правил с 448
по 457 гг., рождён от морского чудовища. На самом деле, король Меровий был уже 13-м из королей Меровингов,
которые были северными Русами, пришедшими учить франков военному искусству, правлению страной, политике и
науке. Они назывались Меравинглями (мы-Ра-в-Инглии; мы, дети Ра, несущие Свет в родной Первозданной Инглии.
Подробнее о меравингах см. книгу Светланы Левашовой «Откровение», главу «Тьма»). С собой они принесли ведические знаки и символы, как, например,
трилистник – боевой знак славяно-ариев (подробнее см. в главе «Катары» упомянутой книги Светланы Левашовой).
В Европе (север Испании и юго-запад Франции) в настоящее время проживает ещё один народ, который до сих
пор использует славяно-арийские символы. Это – баски. Современные учёные ничего определённого не могут сказать
по поводу того, откуда этот народ появился, и откуда появился его язык. По одной из версий баскский язык происходит
из аквитанского языка, распространённого в Аквитании (юго-запад Франции) до римского завоевания...
Скандинавия – страна Русов
Наряду с многочисленными памятниками со славяно-арийскими символами, разбросанными по всей Европе,
существуют и памятники с руническими письменами, возрастом от двух до полутора тысяч лет. Особенно много
таких памятников в Северной Европе, в Скандинавии. К ним относятся, прежде всего, рунические камни,
которые современные учёные относят к периоду I-V веков н.э., хотя и предполагают, что их возраст значительно
больше, и брактеаты – плоские тонкие монеты из золота или серебра с чеканкой на одной стороне (мы
сегодня называем такие изделия медальонами).
Всегда считалось, что рунические письмена эти написаны древне-германскими рунами или так называемым
«старшим футарком». Однако, ни одна руническая надпись, относящаяся к этому периоду, этими рунами
прочтена не была. В том смысле, что рунологи и историки как бы что-то читали при помощи футарка, но на выходе
получали безсмысленный набор букв, который затем «приводили» к более-менее удобоваримому виду, используя
всевозможные натяжки и допущения. За 90 лет своего существования западная рунология так и не прочитала
нормально ни одну руническую надпись.
Единственным подходящим инструментом для прочтения скандинавских ранних рун оказались славянские
руны. С их помощью надписи читаются прекрасно, безо всяких подгонок, как это ни прискорбно для
ортодоксальных учёных. Заставил скандинавские руны говорить по-русски Олег Леонидович Сокол-Кутыловский,
член-корреспондент РАЕН, научный сотрудник Института геофизики Уральского отделения РАН (г. Екатеринбург).
Он проанализировал рунические надписи на 35 брактеатах, около 30 надписей на застёжках и украшениях,
кольцах, медальонах, монетах, оружии, на 30 рунических камнях и около десятка надписей на кости и дереве.
География памятников рунической славяно-арийской письменности, которые он нашёл, впечатляет. Швеция,
Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, Польша, Литва, Украина, Франция, Болгария, Венгрия, Сербия и
европейская части Турции. Он написал пару десятков статей, где подробно рассказал о своих исследованиях
(см. http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/
01/0766-00.htm). Учёный пришёл к закономерному выводу: практически все древние рунические надписи
северной и центральной Европы, считавшиеся ранее германскими, осмысленно читаются на славянском (русском)
языке.
Давайте и мы почитаем некоторые свидетельства, открытые русским учёным, которые оставили наши далёкие
предки две тысячи лет назад, когда Скандинавская земля была их родиной.
Надписи на рунических камнях
Самым известным руническим камнем в Северной Европе является камень из шведского города Рёка. Камень
содержит самую длинную руническую надпись из числа известных. Она состоит из 762 рун и датируется IX н.э.
веком. Текст написан на всех сторонах камня, включая торцы и верх.
Шведы «расшифровали» надпись следующим образом:
«О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына. Скажи, память, какой добычи
было две, которую двенадцать раз на поле брани добывали, и обе брались вместе, от человека к человеку. Скажи
еще, кто в девяти коленах лишился жизни у остготов и до сих пор все первый в битве. Тьодрик правил, смелый в
бою, кормчий воинов в море готов. Ныне сидит он, держа свой щит, на готском коне, вождь мерингов».
Однако, русский учёный Сокол-Кутыловский, используя славянские руны, приводит свою расшифровку каждой
строки надписи, которая оказалась гораздо длиннее шведской, и доказывает, что «шведская руническая поэма»
не имеет ничего общего с тем, что написано на камне в действительности. Ни о каком Вемуде в ней речь совсем
не идёт, как и о Тьодрике, которого отождествляют с королём вестготов Теодорихом. Более того, своей расшифровкой
он разбивает миф о древней поэтической рунической литературе шведов. Единственной правильной догадкой
шведских рунологов является то, что камень является монументом павшим. Что же на нём написано, на самом деле?
Приведём фрагмент расшифровки надписи, которая полностью приведена в статье учёного «Рунический камень
из Рёка: мифы и реальность»:
«Поставили своим званным. Они жизни решили отдать [за] рагов. Не равное сражение то не они начали,
они вступили в их бой, так как к ним пришли… Войско они разбили то. Пусть земли к ним отойдут… Датчане
напали на земли, на них слуг (работников) владельца тех их земель. Не иначе, как считали установить налог (на)
землю их склоняли их ту землю отдать им… Если бы не были неры Ниваннед, Ваннед и Неванхнанне на службе
у владельца земли… И не нападают на земли те. Нет датчан тех, так как неры … охраняют, так как дали (им)
земли, их земли…»
Речь идёт о конфликте между земледельческими общинами славянских народов рагов и неров с одной стороны,
и датчанами с другой. Датчане попытались собирать с соседей дань, но получили отпор, причём решающую роль
в этом сыграли неры, которым и был поставлен этот памятник. Они пришли на помощь рагам. Из расшифровки
надписи можно понять, что неры работали в тех местах по найму. После конфликта они получили часть граничащих
с датчанами пахотных земель в собственность и обязались их за это охранять от посягательств датчан.
Как видим, у русского учёного получился довольно-таки внятный текст, который ничего общего со шведскими
мутными выдумками о каких-то непонятных двух добычах, которые почему-то добывались двенадцать раз, не имеет.
Посмотрим ещё на некоторые скандинавские рунические камни, которые совсем недавно «заговорили» на русском
языке.
Камень, изображённый на первой фотографии, находится в Норвегии и датируется IV-VI вв. н.э. На нём выбит
крупный знак, занимающий почти половину камня, и руническая надпись. Судя по надписи и знаку, этот камень
тоже посвящён павшим воинам. Надпись гласит: «Мужи эти в России Божьей в ночи, иные живы», а знак,
похожий на руну «Пе», может означать принадлежность павших в бою ратников к воинству Перуна, славянского бога.
Интересная информация, не правда ли? Из неё следует, что, по крайней мере, с IV по VI века н.э. на территории
современной Норвегии существовало государство Божья Русь, народ которого говорил на русском языке,
писал славянскими рунами и поклонялся славянским богам.
Ещё один рунический камень из Норвегии гласит: «Ра в ночи, то есть в норе. Говорит Бог в ночи: то радуется
Боробог, он этой ночью Ра заморил. Боробог, он и есть. Поднимается Солнце молодое, Ра сесть собирается на
Руси». Сокол-Кутыловский предполагает, что надпись можно понимать, как представление древних славян
о причине наступления зимы или полярной ночи. Непривычно увидеть имя «египетского» бога Ра в славянских
рунических надписях Северной Европы, но, как оказалось, оно встречается там очень часто и обозначает Солнце,
а Боробог – бог ветра и холода.
А вот ещё один камень из Норвегии. Его называют «The Eggja rune stone», по имени селения, около
которого его обнаружили. Он содержит приблизительно 184 рунических знака, состоит из двух длиннющих строк,
и предположительно повествует об изменении климата – наступлении необычайно раннего потепления, причиной
чего могли быть вспышки на солнце-Ра, которое названо пегим (пятнистым). Учёному удалось уверенно прочитать
две трети текста: «Те неры плачут. Солнце мало пегое спит. Зима даёт снег её. Его жар печёт воду ту, так как
нет того холодного ветра своего в ночи снежные. Говорят, читая хотят то звать они Солнце на свое (место) с
его … так как не пора, так как мало печет зимой оно … Не сильно Солнце вытесняет холодный ветер, но теперь
сильно. На Солнце Мара то. Иной (раз) рано жара, иной (раз) нет … Печет…».
На руническом камне из Швеции, который датируют первой половиной первого тысячелетия н.э. читаем:
«Ты помни долго их время, так как время то (уходит) во тьму: течет река времени вечно. Рбонива эта роща
и та тоже». Имя Рбон было достаточно распространённым в раннесредневековой Скандинавии, так как оно
часто встречается на рунических камнях-памятниках. Это имя имело различные варианты произношения: Рабон,
Рбони, Рбоннис.
Ещё один шведский камень говорит по-русски, что: «Сие установили, и читайте. Если не хочете войны,
знайте – урочище чужое это». Иными словами, камень этот – пограничный столб IV-VI веков н.э. с
предупредительной надписью. Сторожевые псы, изображённые на нём, ей соответствуют в полной мере.
Надписи на брактеатах
Скандинавских брактеатов существует превеликое множество. Об их обилии свидетельствует капитальный
труд немецкого учёного С. Новака из 920 страниц, который полностью посвящён золотым брактеатам. Однако,
в этом фолианте нет ни одного перевода, т.к. ни одна руническая надпись на них не была прочитана германскими
рунами, что немудрено. Ведь надписи эти читаются только рунами славянскими! Тем не менее, весь «учёный»
мир продолжает считать и брактеаты, и надписи на них – германскими.
Руническая надпись на первом брактеате с острова Готланд читается просто – «Боже», на втором «Боже, защити»,
то есть брактеат являлся оберегом. На третьем написано «Бог Ра, Бог Ка». Вот, как описывает этот брактеат
Сокол-Кутыловский: «Так как на этом брактеате изображены только солярные символы, то центральная фигура
представляет собой «солнечного» Бога, находящегося в движении. Руки этого Бога, согнутые под прямыми углами,
образуют руну «Ра», а свастика (или коловрат), находящаяся сзади него, образована рунами «Ка». При этом
Солнечный Бог, как и положено Солнцу, движется по часовой стрелке. Каждое появление (рождение) Бога Солнца,
Ра, – рассвет, а каждое его исчезновение (смерть), Ка, – закат. Этимология слов рассвет и закат,
возможно, как-то связана по смыслу с периодическим появлением и исчезновением Солнца. Собственно то, что
свастика является изображением движущегося Солнца, – известно из многих источников, но только в славянской
слоговой рунической письменности есть руна, которая одновременно содержит в себе и древнейшее звуковое
значение, и древнейшее графическое изображение Солнца». Следующие два брактеата тоже упоминают бога
Солнца. Надпись гласит: «Ра он вечен есть».
Шкатулка из Британского музея
Сокол-Кутыловский раскрыл ещё одну многовековую тайну, прочитав славянские руны на небольшой шкатулке,
известной в литературе как «Franks casket» (ларец Фрэнкса). Она была найдена в Аузоне (Франция) в XIX
веке, а в 1867 году английский антиквар Фрэнкс подарил её Британскому музею, где она сейчас и находится.
Отсутствующая правая панель была обнаружена в 1890 году в Италии и теперь хранится в Национальном музее во
Флоренции. Размеры шкатулки 12,9x22,9x19,1 cм. Она сплошь покрыта вырезанными из кости рисунками и надписями,
выполненными как руническими знаками, так и латинскими буквами. За 1300 лет никто так и не смог прочитать их.
Пытались, конечно, но потом пришли к изумительному выводу, что на шкатулке из китового уса написана поэма
о… китовом усе. И хорошо, что так произошло, иначе шкатулка наверняка не сохранилась бы. Если бы англичане
узнали, что надписи на ней сделаны в Британии народами, говорившими на языке славян, а не на «древнеанглийском»,
и писавшими славянскими рунами, а не «англо-саксонскими» – вряд ли бы они так бережно её хранили и открыто
выставляли в Британском музее.
На верхней панели шкатулки вырезана всего одна короткая руническая надпись «Чужие». Под чужими здесь
обозначены находящиеся в правой части панели правитель, сидящий во дворце, и его охрана в виде воина-лучника.
Эти самые «чужие» расположены в пределах крепости. Текст на передней панели шкатулки гласит: «Боже Волче,
прячь ларец тайный не вечно. Возвратится волчье рычание. По-волчьи зарычит за тебя моя волчица-мать, дети ее
волчьи залают как. Всегда ожидая вечное разорение в нем с Рима. Он, не волчий. Он Волка [культ, закон] установил
навсегда».
На задней панели написан следующий текст: «Устанавливай мир и понимай: за то навсегда дают тебе
римляне жизнь и берут [в] вечные рабы. Руги. Руссы. Вечные они то вечные, то(го) вечного Рима силу Волче
пожрёт».
Левая панель шкатулки: «Волче, дай (сил) так как нельзя не зареветь. Начальник [новый] берет, прячет
[утаивает] жалование, так как начальник бы(л) воинский заменён. Из-за него плачет дочь. Всегда он важно [богато]
живёт и устанавливает работы [для нас] нисколько ни по-волчьи [не в соответствии с тем, что было положено
при прежнем начальнике] лицам воинским».
К сожалению, точно определить полтора десятка знаков на правой панели оказалось весьма затруднительным,
поэтому связного текста не получилось. Учёный смог определить некоторые возможные слова: «устанавливать»,
«решать», «люди», «ларь», «полный», «золото», «захотеть», «богатство» и некоторые другие. Упоминание Бога
Волка звучит непривычно. Оказывается, до середины VII века на территории Британии существовал культ Волка.
А ещё непривычно звучит упоминание ругов и русов, как коренных жителей Британских островов.
Мы-то всё больше о кельтах наслышаны, ну, самые продвинутые – о бриттах и пиктах...
Рутвильский крест
Ещё один памятник с древними славянскими рунами находится в небольшой шотландской деревне Рутвил.
Высота креста составляет 5,5 метров, он датируется, примерно, последней четвертью VII века н.э. Этот крест
стоял около алтаря Рутвильской церкви до 1642 года, пока Ассамблея шотландской церкви не решила уничтожить
этот пережиток римского язычества. А то, что крест – языческий, сомнений нет. В центральной верхней части
креста изображено Солнце. Сверху изображён сокол, на перекладине – петух и какое-то крупное животное, то
ли бык, то ли корова. Ниже изображён лучник. С обратной стороны перекладины изображена рыба с открытым
ртом и, вероятно, лебедь. Решение выполнили наполовину: крест разобрали и одну часть фрагментов креста
захоронили на кладбище, а другую часть свалили в траншею во дворе церкви и использовали для мощения. В
начале XIX века крест восстановили из сохранившихся фрагментов.
Во всех энциклопедиях, справочниках и учебниках утверждается, что Рутвельсктй крест – это памятник
древнеанглийской литературы. На нём англо-саксонскими рунами записана поэма в стихах о распятии Христа.
Видимо, следуя той же логике, по которой на шкатулке из китового уса написана руническая поэма об этом самом
усе, на Рутвильском кресте должна быть обязательно поэма о кресте. Что интересно, текст поэмы приводится.
Ещё более интересно, что сами англичане не могут прочесть ни одного рунического слова из этой поэмы. Говорят,
что на современный английский язык её перевёл некий безымянный итальянский паломник, который по
какой-то причине не перевёл на английский латинские надписи, которые тоже находятся на кресте и якобы
являются то ли цитатами из Библии, то ли именами персонажей, изображённых на кресте.
Сокол-Кутыловский прочёл рунические надписи на этом кресте, используя славянские руны. Естественно, ни
о каком распятии Христа там речь не идёт, и цитат из Библии там нет. А что есть? Есть упоминание Ра, Яра, Мары
и Волка – культ, существовавший на территории Британии, примерно, до середины VII века, и который, вероятно,
пришёл на смену культу Яра. «Это Ра-Яра [почитатели] говорят [верующим в] Ра-Волка… Дар храма Господа
Бога Яра, чтобы не жили [во] тьме, бо божий закон не установлен им, требует их к Яру звать. Закройте [веру в]
Ра то Волчье, так как жизнь по иному устроена… Ра-Волка некогда установил Рим, даром дал Ра он, взяв Русь,
он не вечен Ра-Волче. Русь побив, идут [римляне], да чтут их Мать небесную воспевают люди и верят в неё».
Таким образом, учёный снова наглядно продемонстрировал, что, по крайней мере, до VII века н.э. на
Британских островах говорили по-русски, писали славянскими рунами и поклонялись славянским богам.
Подводя итоги вышесказанному, получаем интересную картину. В первом тысячелетии н.э. в Северной Европе
жили племена, которые называли себя ругами, рагами, нерами и русами, говорили на славянских языках и
поклонялись славянским богам, а землю свою называли Божьей Русью. Русская речь звучала в Скандинавии
вплоть до IX века н.э.! Затем был первый крестовый поход против славян, после которого славянские земли
перестали быть таковыми, а их жители были поголовно уничтожены.
Так Русь превращалась в Европу…
Славянская Германия
По свидетельству современной истории, примерно с конца VI до середины XIII века н.э. восток, север и северо-запад
современной Германии населяла большая группа западно-славянских племён лужичан, лютичей, бодричей, поморян и
руян, которых сейчас называют полабскими славянами. Эти племена, утверждают ортодоксальные историки,
во второй половине VI века сменили «германские» племена лангобардов, ругов, лугиев, хизобрадов, варинов, велетов и
прочих, обитавших здесь в античные времена. Однако многие исследователи утверждают, что существует «удивительное
совпадение племенных названий полабских, поморских и других западных славян с древнейшими, известными на данной
территории этническими наименованиями рубежа первых веков нашей эры», упомянутыми в римских
источниках. Всего таких парных, совпадающих античных и средневековых славянских названий племён, живших в данной
местности, известно около пятнадцати. А это означает, что славяне жили на территории Германии, как минимум,
с этих самых первых веков.
Занимали они обширную территории от устья р. Лаба (Эльба) и её притока р. Сала (Зале) на Западе, до р. Одра
(Водра, Одер) на востоке, от Рудных гор (на границе с Чехией) на юге и до Балтийского моря на севере. Таким образом,
земли полабских славян охватывали не менее трети современного немецкого государства. Объединялись полабские
славяне в три племенных союза: лужичане, лютичи (велеты или вильцы) и бодричи (ободриты, рароги
или ререки). Родственными им также являлись племена поморян, проживавших по южному побережью Балтийского
моря, примерно от устья Одры до устья Вислы, а на юге по реке Нотечь, граничивших с польскими племенами.
О том, что славянские народы давно тому назад проживали на территории Германии, свидетельствуют множественные
топонимы (от topos – «место» и onoma – «имя, название» – имя собственное, обозначающее название географического
объекта), которые они оставили после себя. Например,
– Берлин, Шверин, Витцин, Девин, Альт-Тетерин, Карпин. Окончание «-ин» в славянских топонимах – ударное.
– Лаузиц (Лужица), Кемниц, Добраниц (Добранецы), Доберюшц (Доброшицы), Добершау (Добруша).
– Любов, Тетеров, Гюстров, Лютов, Гольцов, Миров, Буров.
– Любенау, Шрандау, Торгау.
Наиболее известными топонимами славянского происхождения являются:
Город Хемниц – (нем. Chemnitz, в.-луж. Kamjenica) назван по наименованию небольшой речки
Кемниц, притоку реки Цвиккауэр-Мульде. Само слово «chemnitz» происходит от «kamjenica» из языка лужицких сербов и
означает «каменистый ручей или река».
Город Лаузиц (нем. Lausitz, в.-луж. Лужица), первоначально – «болотистый край». Лужица – это
историческая область Германии, в которой до сих пор проживает славянский народ лужичане.
Город Любек (нем. Lubeck , в.-луж. Любиц). Основан недалеко от вагрской крепости Любице.
Город Росток (нем. Rostock, в.-луж. Росток) означает место, где вода растекается в разные стороны.
Город Ратцебург (славянское поселение Ратибор) впервые упоминается в документах германского короля
Генриха IV в 1062 году как Racesburg. Название происходит от имени ободритского князя Ратибора (сокращ. нем. Ratse).
Город Пренцлау (нем. Prenzlau, в.-луж. Пренцлавь).
Город Цоссен (нем. Zossen, слав. Сосны).
Город Бранденбург (нем. Brandenburg. слав. Бранибор).
Город Мекленбург – ранее назывался Рарог (Рерик), позднее – Микулин Бор.
Город Ольденбург – это славянский Староград (Старигард).
Город Деммин – Дымин.
Город Шверин – бодричский Зверин.
Город Дрезден – Дроздяны.
Город Лейпциг – Липск, Липецк.
Город Бреслау – Бреславль.
Город Рослау – Русислава.
Город Прильвиц – Прилебица.
Город Регенсбург – Резно.
Город Мейссен – Мишно.
Город Мерзебург – Межибор.
А древние названия этих современных немецких городов не нуждаются в пояснениях: Любек, Бремен, Вейден,
Люббен, Торгау, Клюц, Рибниц, Каров, Тетеров, Мальхин, Миров, Россов, Кириц, Бесков, Каменц, Лебау, Зебниц
и т.д., и т.п.
Славянские топонимы широко распространены в следующих современных землях Германии: Нижняя Саксония –
территории восточнее Гамбурга, так называемый «Вендланд», восточная половина земли Шлезвиг-Гольштейн, по всей
территории Мекленбурга – передней Померании, Бранденбурга, Саксонии и Саксонии Анхальт, Тюрингрии,
Баварии и Берлина.
В XIX века чешский учёный А.В. Шембер, нашёл 1000 славянских названий рек, гор, лесов, равнин и
местечек на карте Австрии. Результаты своих исследований он опубликовал в книге «Zapadni Slovane v praveku» (1860).
Сюда уместно добавить, что австрийская столица Вена – это славянский Виндебож, а г. Цветль – Светла. Сама же
Австрия называлась до онемечивания княжеством Острия! К сожалению, в настоящее время письменная информация
о той далёкой жизни западных славян пока доступна только в источниках, которые писались немецкими христианскими
авторами.
Например, хроники епископа Титмара Мерзебургского, которые датируются 1000 г, а также записки
северогерманского хрониста, каноника и схоластика Адама Бременского о славянских племенах Рюгена и их
религии 11 века. Через сто лет после них Гельмольд, священник из Южного Голштейна, написал свою «Хронику
славян», в которой отразил процесс насильного обращения славян Вагрии в христианство и их сопротивление
этому. Саксон Грамматик, датский священник подробно описал в своей хронике покорение Арконы и разрушение
языческого храма бога Свантевита в 1168 г.
Вот, что писал Адам Бременский в «Деяниях священников Гамбургской церкви» (ок. 1066 г).
«…Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры
поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком… Славянских народов существует
много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Ольденбург
(Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку
от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом (Ратибор). За ними лингоны
(глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и
городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане
и ратари – к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами. Есть ещё и другие
славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой (Эльба и Одер)»
«…18. Недалеко от области склавов находятся, насколько нам известно, три примечательных острова. Первый
из них называется Фембре. Он лежит против страны вагров, так что его, как и Лаланд, можно видеть из Альдинбурга.
Другой остров расположен напротив страны вильцов. Его населяет могучее склавское племя ранов, [или рунов].
По закону без учёта их мнения не принимается ни одно решение по общественным делам. Их так боятся по той
причине, что с этим племенем водят близкую дружбу боги, а вернее, бесы, поклонению которым они преданы
более, чем прочие. Оба острова переполнены пиратами и безжалостными разбойниками, которые не щадят никого
из проезжающих. Ибо всех, кого другие пираты обычно продают, эти убивают.
Третий остров именуют Семландом, он соседствует с областями руссов и поланов, а населяют его сембы, или
пруссы, люди весьма доброжелательные. Они, в отличие от предыдущих, протягивают руку помощи тем, кто
подвергся опасности на море или испытал нападение пиратов. Тамошние жители очень низко ценят золото и
серебро, а чужеземных шкурок, запах которых донес губительный яд гордыни в наши земли, у них в избытке. На
Семланде это добро держат за навоз, полагаю, к осуждению нашему, ибо мы, задыхаясь, всеми правдами и
неправдами рвёмся к одеждам из куньего меха, как будто к высшему благу. И вот: за шерстяные одеяния, которые
мы называем фальдонами, здешние жители дают столь драгоценные [для нас] куницы.
Можно было бы указать многое в нравах этих людей, что достойно хвалы, когда бы только они уверовали во
Христа, проповедников которого ныне жестоко преследуют. В описываемых землях принял венец мученичества
светлый епископ богемов Адальберт. Вплоть до сегодняшнего дня, притом, что все остальное у них так же, как
и у нас, они запрещают подходить к священнным рощам и источникам, опасаясь, что эти места будут осквернены
самим присутствием христиан. Тамошние жители употребляют в пищу мясо лошадей, используя в качестве питья
их молоко и кровь, что, говорят, доводит этих людей до опьянения. Обитатели тех краёв голубоглазы, краснолицы
и длинноволосы. Будучи затеряны в непроходимых топях они не желают терпеть над собой никакого господина…»
.
Гемольд фон Бозау, «Славянская хроника», середина 12 в.:
«… Есть и другие славянские народы, которые живут между Одрой и Альбией, длинной полосой простираясь
к югу,– а именно герулы, или гаволяне, обитающие по реке Гаволе, и дошане, любушане и вилины, стодоряне и
многие другие. За медленно текущей Одрой и разными племенами поморян, на западе мы встречаем страну тех
винулов, которые называются доленчанами и ратарями. Их город повсюду известен, Ретра, центр идолопоклонства.
Здесь выстроен большой храм для богов. Главный из них – Редегаст. Идол его сделан из золота, ложе из пурпура.
В этом городе девять ворот, и со всех сторон он окружен глубоким озером. Для перехода служит деревянный мост,
но путь по нему открыт только для приносящих жертвы и испрашивающих ответы.
Дальше мы попадаем к черезпенянам и хижанам, которых от доленчан и ратарей отделяют река Пена и город
Димин. Хижане и черезпеняне живут по эту, доленчане и ратари по ту сторону Пены. Эти четыре племени за свою
храбрость называются вильцами, или лютичами. Ниже них находятся глиняне и варны. За ними следуют бодричи,
город их – Микилинбург. Оттуда по направлению к нам живут полабы, их город – Рацисбург. Оттуда, перейдя реку
Травну, мы попадаем в нашу землю вагров. Городом этой земли был некогда приморский город Альденбург.
Есть и острова в Балтийском море, населенные славянами. Один из них называется Вемере. Он расположен
напротив Вагрии, так что с него можно видеть Альденбург. Второй остров, больший, лежит против земли вильцев,
его населяют раны, называемые также руянами – самое сильное среди славян племя, единственное, которое имеет
короля. Без их решения не может быть совершено ни одно общественное дело. Их боятся так по причине особого
расположения к ним богов или, скорее, идолов, которых они окружают гораздо большим почётом, чем другие
славяне…»
Однако, благодаря Интернету, можно узнать, что, оказывается, в настоящее время на территории Германии
существуют несколько архитектурных музеев под открытым небом, которые представляют собой реконструированные
славянские крепости, крупные поселения и деревни VII-XII века. Например, славянская крепость-замок с прилегающей
к ней деревней на месте ободритского поселения в Гросс-Раден (Slawenburg-Raddusch) в земле Мекленбург-Передняя
Померания. Раскопки, в результате которых были обнаружены десятки крупных славянских поселений, в этой области
начались ещё после Второй мировой войны, а в 70-х годах немцы восстановили славянский храм, жилые дома поселения
Археологические раскопки позволили установить, что славянские крепости-замки представляют из себя мощные
кольцеобразные укрепления из деревянных срубов и земли с высотой валов более 10 метров. Поселения, располагавшиеся
вокруг них, состояли из одно- двухэтажных рубленых домов. Основным занятием поселян было земледелие и
животноводство, мелкие ремёсла, ткачество, изготовление керамических изделий, пивоварение, обработка железа и
кости, а также рыболовство.
Замок, обычно, закладывался в стратегическом месте, на возвышенности, высоком берегу реки или пересечении
рек. Например, замок славянского племени шпреян (Sprewanen) Kopenick (Копьеник) в месте слияния реки Шрее
(Spree) и её притока Даме (Dahme). Главным замком славянского племени Гаволян (Heveller) был Бранибор в устье
реки Хафель (Havel). Не стал исключением и бывший славянский город Торгелов, который тоже находится в федеральной
земле Передняя Померания. Он стоит на реке Укер (Uecker). В этом городе находится этнографический музей на открытом
воздухе под названием Украненланд (Ukranenland). Музей посвящён истории одного западно-славянского племени под
названием Укры (Die Ukrer, Ukranen), которые, как говорят учёные, поселились здесь в VI веке.
Земли, некогда принадлежавшие украм-укранам, сегодня в Германии называются Уккермарк. В Ukranenland, после
археологических раскопок, в натуральную величину реконструирована славянская деревня IX-X века. Посетив этот музей,
можно воочию увидеть, как выглядели корабли славянских мореходов, господствовавших в это время на Балтийском
море, ознакомиться с бытом славянских земледельцев и ремесленников того времени, посмотреть за работой бронзового
литейщика, гончара, кузнеца и пивовара, послушать средневековую музыку и отведать блюда того времени. Посетители
музея могут даже купить при них же изготовленные соленья и варенья, попить свежесваренного пива и научиться работать
с глиной.
На музейной пристани они могут увидеть ладью «Сварог» (Svarog) – первую в Германии реконструкцию
славянского корабля, сделанную по археологическим находкам на острове Рюген (Руян) в городе Ralswiek. Этот тип
корабля датируется 900-ми годами. Реконструкция выполнена в 1997 году. А также ладью «Свентовит»
(Svantevit) – реконструкцию польского корабля, обнаруженного в ходе раскопок в местечке Lebafelde, также известного
под именем Charbrow (построен около 1100 года), реконструкция 1998 года.
Крупнейшим славянским городом являлась столица Вагрии – Старград, позже перименованная немцами в
Ольденбург, где находилась резиденция князя вагров и святилище. Вагры – западнославянское племя, жившее в Средние
века на полуострове Вагрия. Они были наиболее северо-западным племенем союза бодричей-ободритов. Ареал их
проживания, который они освоили в VII веке, охватывал восток нынешней немецкой федеральной земли
Шлезвиг-Гольштейн. Современная немецкая реконструкция Старграда представлена в архитектурном музее
«Oldenburger Wallmuseum».
Немцы составили своеобразный каталог славянских городов и крепостей на территории Германии и разместили
его на сайте http://slawenburgen.npage.de, который доступен,
к нашему сожалению, только на немецком языке. На нём с немецкой педантичностью и скрупулёзностью отмечены даже
координаты мест, и показаны места расположения каждого города с помощью программы GoogleEarth.
В частности они нашли и описали славянские города, расположенные в следующих землях ФРГ: Берлин – 8,
Бранденбург – 166, Мекленбург – 285, Нижняя Саксония – 9, Саксония – 125, Саксония-Анхальт – 36, Шлезвиг-Голштейн
– 38, Тюрингия – 9, описаны Росток, Шверин, Стральсунд, города на островах Рюген (23) и Узедом (4). Итого: 703
славянских города на территории Германии! Некоторые описания снабжены рисунками – реконструкциями того,
что здесь было почти тысячу лет назад.
Так, город на Балтийском море Штральсунд (Стрелово), находящийся на берегу пролива Штрелазунд (Strelasund),
отделяющем остров Рюген от материка, был основан славянами ещё в IV веке, а 31 октября 1234 князь с острова Рюген
Вислав I (Wizlaw I) присвоил «рыбацкой деревне на реке Stralow» статус и права города.
Как видно из материалов немецкого сайта, славяне выбирали стратегические места для своих поселений – на побережье,
вблизи озёр, рек, которые позволяли не только контактировать с соседями, но и прокормиться в любое время года. На
сайте есть и фотографии городов-крепостей, вернее того, что осталось от славянского наследия, а осталось, к сожалению,
не очень много. На большинстве фотографий можно видеть всего лишь холмы и валы посреди поля, заросшие травой и
деревьями, на других – остатки каменных крепостных стен.
К сожалению, в курсе современной истории, которой сегодня преподают русским детям, мы не найдём не только
имён славянских князей, которые отстраивали эти города-крепости, но даже и упоминание о том, что славяне были теми,
кто осваивал эти территории, что они жили, торговали, воевали там на протяжении, как минимум, тысячи лет. Однако,
об этом, как ни странно, прекрасно знают и пишут немецкие учёные. Например, существует монументальный трактат
1741 года, который написан Эрнестом Хоакимом Встфаленом (Ernest Joachim Westphalen) и называется
«Monumenta inedita rerum Germanorum», который в свою очередь содержит трактат И.Ф. Хемница: «Родословная
герцогов Мекленбургских», написанный на меклебургском диалекте по утраченым средневековым источникам. В этом
трактате названы князья венедов и ободритов, начиная с V века н.э., от которых ведут свои родословные многие
германские дома.
Вышеслав (477-486),
Аларик (486-507);
Альберик (517-590);
Иоганнес (590-630);
Радегаст (630-664);
Вышеслав (664-700);
Оритберт I (700-724);
Оритберт II (724-747);
Владдух ум.772;
Вицеслав (747-798);
Драгомир (798-809);
Славомир (809-821);
Челодраг (821-830);
Годемысл (Гостомысл) (830-844);
Добемысл (Добромысл) (844-861);
Мстивой I (861-865?);
|
Оритберт III (869-888);
Вышеслав (888-934);
Биллунг (934-986);
Мечислав (983-1018);
Стоигнев 955;
Мстивой II (?960-1025);
Удо 1025;
Годослав (?-1067);
Будый (1066-1067);
Генрих (1096-1122);
Святополк (1122-1135);
Прибыслав I (1135-1146);
Николот (1140-1167);
Прибыслав II (1167-1171\1178?), который стал родоначальником герцогов Мекленбургских.
|
Вендско-ободритские князья вступали в династические браки с европейской знатью. Так князь Аларик был женат
на принцессе бургундов, Иоганн – на норвежской принцессе, Радагаст – на гранадской (то есть испанской), Альберик и
Оритберт I – на сарматских, Оритберт II – на англосаксонской, Вицислав и Мечислав Ободритский – на русских и
литовских.
Жена Ярослава Мудрого – Ингегерда – была дочерью шведской королевы Астрид, которая до замужества была
ободритской княжной. Мать Эрика Померанского (Богуслава) – короля Норвегии, Дании и Швеции – Мария
Мекленбург-Шверинская – была представительницей Мекленбургского дома. Великий герцог Мекленбургский Карл
Леопольд некоторое время был женат на племяннице императора Петра I, дочери Ивана V, Екатерине.
Софья Шарлотта (1744-1818) принцесса Мекленбург-Стрелицкая, родившаяся в городке Миров, выйдя замуж за
английского короля Георга III, и будучи сама коронована, родила 15 детей и стала бабушкой знаменитой английской
королевы Виктории. А уже в XIX веке Георг, герцог Мекленбург-Стрелицкий был женат на русской великой княгине и
состоял на военной службе в Российской империи в чине генерал-майора.
Славянский след до сих пор сохранился в немецких народных преданиях. Так в книге Ю.В.
Ивановой-Бучацкой «Plattes Land: Символы
Северной Германии. Славяно-германский синтез в междуречье Эльбы и Одера» описывается следующая легенда.
«Легенда о Девьем камне у Мальхина (Мекленбург), упомянутая нами, сходным образом демонстрирует сохранение
знания о вендском прошлом мекленбургских земель в народной памяти. “Много веков назад в Мальхине стоял вендский
замок, и им правила последняя вендская княжна, принцесса Вендогард. Ей принадлежали почти все леса и пахотные угодья
вокруг Мальхина. И только лес в окрестностях озера Куммеровер Зее она оспаривала с рыцарем-разбойником Ландольфом,
который жил в замке на острове и настаивал на своих правах на этот лес. Однажды княжна со свитой и рыцарь Ландольф
сошлись в этом лесу, чтобы решить спор. Княжна торжественно поклялась Богом, что этот лес искони принадлежал её
предкам, и если Бог призовёт её к себе, то лес должен отойти к жителям Мальхина. Ландольф же ответил непристойной
бранью и добавил: ‘Клятву я не дам, потому как и Бога тоже нет!’”» [Neumann, 1998: SaM, № 9, 15].
За вымышленными именами стоит противопоставление этнической принадлежности героев: имя Вендогард
(Wendogard), судя по фонетическому облику, имеет славянское происхождение и содержит в основе этноним, в
то время как Ландольф (Landolph) – имя германского происхождения. В споре героев легенды можно усмотреть
мифическое переосмысление многовекового исторического «спора» немецких переселенцев-колонистов со
славяно-полабским населением Мекленбурга за владение землями. Если проанализировать легенду – противопоставление
кроткой и благочестивой принцессы разбойнику, о котором ходила дурная слава, то возникает впечатление, будто легенда,
с одной стороны, подчёркивает мирный характер вендов, с другой – демонстрирует сочувственное отношение к ним, как
и легенда о колоколах. Поразмыслим над дальнейшими событиями легенды: «Возмущённая дерзостью разбойника, княжна
произнесла: “То, что Бог существует и этот лес принадлежит мне, так же истинно, как и то, что след моей ступни и скипетра
останутся в этом камне навечно!”; и следы, действительно, остались в твёрдом камне по сей день, а проклявший Бога
разбойник был наказан» [Neumann, 1998: SaM, № 9, 16]. Возможно, топонимическая легенда о Девьем камне – некое
фольклорное утверждение «исконности прав» вендов на мекленбургские земли…»
Заметим, что слова об исконности прав вендов на мекленбургскую землю мы бы не стали брать в кавычки
по той простой причине, что сейчас уже стало известно достаточно не фольклорных, а документальных свидетельств об
этом, как и о том, что эту землю у славян действительно отобрали германцы...
В этой же книге интересно описаны и другие легенды, которые сохранились в фольклоре немецкого народа,
свидетельствующие о том, что славяне были хозяевами этой земли до прихода туда захватчиков:
«…Легенда о вендских колоколах в озере Вирховзее повествует: «В Померании в округе Нойштеттин известно
одно озеро, на берегах которого есть две деревни – Вирхов и Зассенбург. В далёкие времена эту местность населяли
венды, и жили они главным образом в Зассенбурге, который тогда назывался Вирхов. Они построили большую
церковь со звонницей, в которой были самые красивые колокола во всей стране. А потом так случилось, что в страну
вторглись саксонцы и покорили её себе и стали править. А бедных вендов стали презирать и угнетать. Саксонцам
полюбилась и живописная деревня Вирхов, и они изгнали оттуда вендов и обосновались сами. С тех пор деревня
стала называться Зассенбург. А вендам пришлось уйти на другой берег и основать там новую деревню, которую
они назвали тем же именем в память о старом Вирхове…
…венды, уходя, ничего не забрали из своей деревни, кроме уникальных колоколов, но саксонцы лишили
вендов и этой священной реликвии, сняв их с колокольни. Как только саксонцы отплыли на своих лодках, на озере
поднялся сильнейший шторм, который уничтожил лодки саксонцев и потопил колокола. Рассказывают, будто это
несчастье – от колоколов, оттого, что они не захотели расставаться с вендами и служить саксонцам, предпочли
уйти на дно озера. Колокола по сей день покоятся там, и никому не удаётся их поднять. В определённые дни можно
слышать, как они плачут человеческими голосами о своей несчастной доле и невозможности вернуться к вендам».
Ещё одна разновидность памятников устной истории, сохранивших память о славянском прошлом земель
Передней Померании и Мекленбурга, – это легенды и предания о кладах.
На севере современной деревни Дорф Мекленбург в Мекленбурге находятся остатки славянского крепостного
вала округлой формы. Именно здесь располагалось городище племенного короля ободритов
Вилиград-Михеленбург-Магнополис-Рерик – крупный город, столица ободритского племенного союза, игравшая
важную роль в экономическом и культурном развитии славянских земель на Эльбе во второй половине VIII начале
IX в. Ныне в центре крепостного вала расположено кладбище.
О крепостном вале рассказывают следующее: «В недрах этого вала до сих пор хранится золотая колыбель, а в
заболоченных лугах неподалёку лежит затонувший в стародавние времена медный мост. Там находят много древних
черепков, а ещё до сих пор показывают, где раньше был колодец этой старой вендской крепости, обеспечивавший
водой весь большой город. От него осталось нынче только одна небольшая ямка...
Обратимся к другому преданию из Мекленбурга: «Среди вендов царил траур, когда умер последний король.
Они собрали свои сокровища, чтобы изготовить богатые гробы своему любимому королю. Первый был из чистого
золота, в него и положили покойного. Золотой гроб поставили в серебряный, серебряный в медный, а последний –
в железный. Но никто так и не узнал, где венды похоронили своего последнего короля...».
Как говорится, сказка ложь, да в ней намёк. Венды были очень богатым и искусным народом, уровень развития
которых, в том числе и ремесленного производства, был достаточно высок.
Познакомимся с ещё одной немецкой легендой из «вендского времени». В ней рассказывается о принцессе
Сванвите (производное от Свантевит – так западные славяне называли бога Световида). Легенда связана
с древним славянским крепостным валом близ города Гарц, островом Рюген и со славянским городом Берген,
название которого является калькой со славянского и обозначает Гора.
«Некогда в окрестностях Гарца – там, где ещё виден крепостной вал, – стоял замок с великолепными домами
и храмами, где жили язычники и поклонялись своим богам. Много веков назад замок был захвачен христианами,
храмы разрушены, а идолы сожжены… В подвалах разрушенного замка сидел древний седой старик – отец короля
Рюгена.
Он сидел и стерёг своё золото, драгоценные камни и алмазы, которые накопили его предки из королевского
рода, горы драгоценностей лежали в просторном роскошном зале из мрамора и хрусталя. Старик не выходил больше
из своего подвала, ибо даже самые смелые мужи потеряли отвагу после ужасного нашествия христиан. Он приказал
замуровать все входы и выходы, а после разрушения замка камня на камне не осталось, и все двери были засыпаны
землёй, и никто уже не знал, где спрятаны сокровища. Но в недрах замковой горы старик продолжал сидеть над
своим богатством... Лишь иногда рассказывают, будто по ночам можно видеть призрак статного мужчины с золотой
короной верхом на белом коне…
Далее легенда рассказывает о дочери короля Рюгена, Сванвите, об обстоятельствах её сватовства, о расстройстве
свадьбы, клевете завистливого принца, жестоком наказании принцессы отцом и возвращении Сванвите к нему после
многих лет заточения в башне. Чтобы доказать свою невиновность, Сванвите предлагает отправить её к крепостному
валу Гарца, чтобы добыть сокровища старого короля: «Тебе известно предание, – говорит она отцу, – будто под
старым крепостным валом в Гарце, где жили наши языческие предки, зарыт богатый клад. И это предание,
которое я часто слышала в детстве, говорит, будто эти сокровища может достать только принцесса, что ведёт своё
происхождение от тех старых королей.
…И она оглядела все сверкающие горы драгоценностей в этом просторном зале, которые долгими веками копили
её предки, и тут она увидела в углу золотое кресло и сидящего на нём маленького серого человечка, который
приветливо кивнул ей, словно хотел заговорить со своей правнучкой. Но ничего не ответила она ему, только тихо
махнула рукой. И на это приветствие серый дух поднялся и исчез, и на его место пришли богато одетые слуги и
встали в почтительном молчании за принцессой, готовые к любому приказанию своей госпожи».
К несчастью принцесса нарушила запрет молчания, тотчас же захлопнулись двери, исчезли лестницы, и девушка
не смогла выбраться наружу, так и оставшись навеки в подземелье вместе с сокровищами.
«Повсюду говорят, что будто бы принцесса жива ещё и сидит под землёй в крепости Гарца, в той кладовой, и
вынуждена вместе со своим древним седым прадедом сторожить драгоценности. И никто не может сказать, как это
стало известно на земле. Может быть маленький, серый человечек, что бродит у крепостного вала по ночам,
рассказал… И весть о таинственном исчезновении под землёй принцессы Сванвите облетела всех, будто сидит она
в тёмном подземелье и жива, и однажды её кто-нибудь спасёт».
Автор книги отмечает, что и эта легенда имеет характерный мотив, присущий большинству легенд о славянах:
«принцесса Сванвите ушла под землю, как и легендарные богатые древние города и храмы на земле вендов, и в то
же время продолжает жить где-то в недрах славянской крепости, изредка напоминая о себе, как и славянская культура
Северной Германии».
Так, например, германские легенды действительно сохранили память о славянском храмовом городе Ретре,
который являлся религиозным и политическим центром племенного союза лютичей. Он был разрушен саксонцами
примерно 1066 г. К сожалению, место его расположения неизвестно до сих пор: «Ретра была большим и красивым
городом и была повсюду известна своими богатствами, и все, кто приезжал сюда из близких и далёких селений,
восхищались великолепием и роскошью. Только всё это давно в прошлом. Ретра навлекла на себя гнев божий, а
некоторые говорят, что это была кара могущественного колдуна. Когда было произнесено проклятье, земля разверзлась
и поглотила всех жителей вместе с их добром. И не осталось следа от Ретры, ибо земля провалилась так глубоко в том
месте, что вскоре возникло маленькое озеро Липе»…
«Возвышенность Грапенвердер под Пенцлином известна своей старой крепостью. С ней связано многое из
того, что рассказывали ещё наши отцы в стародавние времена, да и многое, что и в наши дни можно пережить.
Рассказывают, что на Грапенвердере в те времена, когда Мекленбург населяли венды, стояла большая крепость,
и в ней правил князь Вернике, и ему подчинялись все земли в округе. Сам же Вернике был подданным королей
Ретры. Там, в Ретре, стоял верховный бог вендов Радегаст, и рассказывают, будто его изваяние было из
чистого золота ростом с восемнадцатилетнего юношу, и помещено оно было на толстую колонну из цельного
куска золота…
Когда пришли войска Генриха Льва, жители Ретры и с ними жрецы Радегаста попытались уйти из Ретры и
взяли с собой золотое изваяние бога, чтобы спасти его от христиан. Но не успели венды уйти далеко с ним, и
пришлось им захоронить его в болоте, называемом Треннелькоппель, до лучших времён. Но сами люди, дойдя
только до Барина, не смогли избежать гибели, так идол и остался лежать в том болоте. Среди прочих сокровищ
князя Вернике называют ещё колыбель из чистого золота, которую тоже хотели спасти, но повозка, на которой
её везли, опрокинулась и утонула в большом пруду, прямо перед въездом в крепость. О спасении её не было и
речи: пруд был слишком глубок, и многие говорили даже, что у него и вовсе нет дна».
Эту легенду, вообще-то, трудно назвать легендой. Очень уж много содержит она в себе сведений о реальных
событиях того времени, которые подтверждаются документально, – кровавой христианизации земли вендов и
наступление армии герцога Саксонии, Генриха Льва (1129-1195), на земли славян.
Легенды о сокровищах Ретры тоже возникли не на пустом месте и имеют под собой вполне материальное
основание. Во-первых, в 19 веке на территории Нойбранденбурга и Нойштрелица (предположительно, именно
здесь и находится легендарная Ретра) нашли несколько кладов. Во-вторых, в 17 веке в местечке Прильвиц нашли
ещё один клад. Местный пастор откопал в своём саду два сосуда с фигурками божков, литых из серебра и других
металлов с нанесёнными на них руническими надписями.
С самого начала своего появления фигурки вызвали в научных кругах неоднозначную реакцию. Большая часть
учёных однозначно объявляла их подделками, но были и те немногие, которые отстаивали их подлинность. В 1771
году в Берлине была издана книга Андреаса Готлиба Маша «Сокровища Ретры», в 1825 году словацкий просветитель
и видный славист Ян Коллар написал обширный труд «Боги Ретры». Подлинность фигурок защищали знаменитые
братья Вильгельм и Якоб Гримм. Точно прочитать надписи на прильвицких идолах удалось русскому учёному
В.А. Чудинову, о чём он рассказал в своей книге
«Правда о сокровищах Ретры».
О Ретре, как древнем славянском городе-крепости и религиозном центре лютичей, писали также и средневековые
христианские хронисты. Они описывают город, как место нахождения языческого храма бога Радегаста, пребывания
оракулов, проведения религиозных обрядов. Согласно вышеупомянутому нами Адаму Бременскому, Ретра стояла
на острове посреди глубокого озера и была соединена с противоположным берегом бревенчатым мостом:
«…Есть ещё и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой…. из всех них самыми
могущественными являются ратари, живущие в центре… Их город – всемирно известная Ретра – седалище
идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его
сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружён со всех сторон глубоким озером,
через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим
ради жертвоприношения или вопрошения оракула…»
Гельмольд дополняет его:
«…ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и
знаменитейший храм, в котором выставлен идол Радегаста, и они только себе приписывают единственное право
на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных
жертвоприношений…».
До нас дошли сведения ещё об одном крупном священном городе западных славян. Это город Аркона на
острове Рюген. Но о ней мы расскажем в следующем разделе…
|
|