В последние годы в русских СМИ развязана война против русских. Парадокс? Нет, – закономерность. Это война. И мы вынуждены защищаться.
По результатам переписи населения 2010г. русское население составляет 82%. По нормам ЮНЕСКО и ООН страна является мононациональной, если 66,6% населения составляют представители одной национальности. А в Конституции РФ сказано, что мы – многонациональная страна. И почему тогда все ключевые посты в нашей стране занимают либо контролируют представители национальности, которая составляет всего 3% от числа населения всей страны!??? И эти 3% ненавидят и боятся народ, который фактически держат в рабстве, и рассказывают байки о необразованной, грязной, пьяной голодной ни на что не способной России во все века? Даже патриарх Кирилл ясно высказался, что он думает о наших предках, в ставшем бестселлером интервью о недочеловеках, живших в ямах до появления христианских просветителей».
Он, бедолага, не знает даже насколько близок к правде. Жили в ямах, да. А что такое ЯМ? Так ведь это узловой элемент средневековой логистической системы Руси! Все должны наконец понять, что такое Ям! Это терминал, по обработке грузов, товаров, почты и пассажирских перевозок. В ямах были и постоялый двор, и харчевня, и баня, и часовня, иногда цирюльня. А дальнобойщиками тогда были ЯМщики. Кстати, знаете, как «вокзал» звучит по-эстонски?
Они, эстонцы, называют вокзал «древним эстонским» словом «JAAM». Сеть ямов была единой, с централизованным управлением (Ямской приказ – читай «министерство транспорта», сейчас). Таким образом, информация, пассажиры и грузы перемещались на бескрайних территориях по тем меркам мгновенно. А как иначе управлять такой обширной империей? Так впервые в мире возникла отрасль народного хозяйства – логистика. В Европе она и не могла появиться, расстояния не те. В Европе о логистике заявили впервые в Германии во время первой мировой воны. А вы говорите лапотная Россия…
А какой же видели Русь простые путешественники, оказавшиеся в средневековой Руси? Не ангажированные, и беспристрастные? Их свидетельства есть в открытом доступе, не все бумаги удалось сжечь «святой попской церкви».
Иван III Васильевич (Иван Великий) – 22.01.1440 – 27.10.1505
– Русские очень красивы, как мужчины, так и женщины, но вообще это народ грубый. Упомянутому государю [Ивану III] от роду лет 35; он высок, но худощав; вообще он очень красивый человек. – Амброджо Контарини 1477г.
– это те, кого некогда называли скифами, а с некоторых пор ошибочно называют московитами, поскольку московитами могут называться жители всего лишь одного города; все равно как если бы всех французов стали называть парижанами по той причине, что Париж – столица королевства Франции, да и то с большим основанием, поскольку Париж – столица с незапамятных времен, а Москва является ею всего лишь сто или двести лет. Император дарует каждому свободу совести при отправлении обрядов и верований, за исключением римских католиков. Они не допускают у себя ни одного еврея с тех пор, как Иван Васильевич, прозванный Грозным, приказал собрать всех их, сколько было в стране, и, связав им руки и ноги, привести на мост, велел им отречься от своей веры и заставил сказать, что они хотят окреститься и веровать в Бога Отца, Сына и Святого духа, и в тот же момент приказал всех их побросать в воду. Среди них много людей пожилых, 80-, 100- либо 120-летних. Только в этом возрасте они подвержены болезням. Они не знают, что такое врач, разве только император и некоторые главные вельможи. Они также считают нечистым многое из того, что используется в медицине, среди прочего неохотно принимают пилюли; что касается промывательных средств, то они их ненавидят, как и мускус, цибет и тому подобное. Но если простолюдины заболевают, они берут обычно водки на хороший глоток и засыпают туда заряд аркебузного пороха или же головку толченого чеснока, размешивают это, выпивают и тотчас идут в парильню, столь жаркую, что почти невозможно вытерпеть, и остаются там, пока не попотеют час или два, и так поступают при всякой болезни. (Жак Маржере).
Русский солдат.
Русский горожанин.
– Страна эта очень холодна, и поэтому все ходят в одежде из меха куниц, которых здесь очень много… Жители хорошо сложены: мужчины очень белы, полны и высоки; женщины вообще весьма красивы; одежда и шапочки из куньего меха, которые они носят, придают им еще больше красоты. (Дон Хуан Персидский 1600г.)
– Мосхи весьма способны переносить всякого рода трудности, так как их тела закалены от рождения холодом. Они спокойно переносят суровость климата и нисколько не страшатся выходить с открытою головою под снег или дождь, равно как и на зной, словом, в какую бы то ни было погоду. Дети трех-четырех лет от роду, зачастую, в жесточайшие морозы, ходят босые, еле прикрытые полотняною одеждою и играют на дворе, бегая взапуски. Последствием сего являются знаменитые закаленные тела, и мужчины, хоть и не великаны по росту, но хорошо и крепко сложенные, из которых иные, совершенно безоружные, иногда вступают в борьбу с медведями и, схватив за уши, держат их, пока те не выбьются из сил; тогда они им, вполне подчиненным и лежащим у ног, надевают намордник. Калек или возбуждающих жалость несчастных, обладающих каким-либо природным недостатком, меж них встречается крайне мало. (Яков Рейтенфельс 1673г.)
Боярин Чиновник Стрелец Казак
Русские морские казаки (варяги).
– она (Русь) обильно населена и имеет множество больших городов, сел и деревень, и что он проехал верхом более тысячи двухсот миль по заселенным местам, направляясь в Италию, и что при других случаях он объехал верхом более тысячи пятисот миль и всюду она населена настолько, что одно село или деревня так близко расположены от другого, что ходят за огнем из одного в другое; и он говорил, что вся страна Российская придерживается христианской веры, все жители крещены и соблюдают в своих обрядах греческий обычай, что его государь владеет несколькими новыми провинциями, приобретенными его покойным славнейшим отцом и им самим, причем эти провинции по большей части языческие.
– в России есть большие города, среди прочих Володимир, город весьма населенный и имеющий около шестидесяти тысяч очагов (fochi); он назвал и другие, имеющие каждый около тридцати тысяч очагов, а именно Новогродия, Пасковия и Моска, которая по латыни называется Московия, и последняя одна окружена стенами, построенными названным государем, живущим здесь большую часть времени, держащим здесь двор, и здесь же находится его архиепископ.
– некоторые провинции, в частности языческие, платят в качестве дани (tribute) каждый год большое число соболей, горностаев и спинок, другие платят полотнами и другими предметами, необходимыми для потребления и жизни двора, и что все вплоть до мяса, меда, пива, зерна и сена, потребляемых Государем и другими принадлежащими ко двору.
– одеваются зимой они обычно в лисьи меха, особенно в их белые горла, и что этих мехов у них великое количество. В средние сезоны они употребляют более легкие меха, летом же льняные ткани, из которых делают рубахи и другие одежды. Дворяне употребляют соболя и другие ценные меха, а в теплое время горностаев и спинки (dossi) мехом наружу, а кожей меха (cartha de la pelle) к рубашке, что дает возможность сохранять свежесть.
– в этой стране имеется громадное количество скота крупного и мелкого, что есть в ней очень большие пастбища и в продаже много дешевого мяса, а также кур и что есть большие реки и озера, производящие много хорошей рыбы, что у них есть громадное изобилие зерна, так что в ряде мест из-за излишнего количества его собраны удивительные и поражающие запасы пшеницы и другого зерна, особенно в тех местностях, которые удалены от моря, так как там нет никого, кто мог бы взять его и отправить в другое место. Из напитков они употребляют пиво, сделанное чаще всего из ячменя, и мед с, что дает хороший напиток.
– когда Господин Герцог (Царь Иван III) хочет выступить с конницей в какой-нибудь поход, через 15 дней в его распоряжение предоставляются в каждом городе и деревне намеченные и выделенные для него люди, по каждой провинции, так что всего вместе собираются двести и триста тысяч коней и что оплачиваются они общинами, городами и деревнями в течение всего времени, на которое названный их господин хочет их занять. Тартары, живущие у границы, дают ему еще множество конных. [Говорил он], что во время войны они пользуются легкими панцирями, такими, какие употребляют мамелюки султана, и наступательным оружием у них являются по большей части секира и лук; некоторые пользуются копьем для нанесения удара;
– арбалеты, самострелы и мушкеты введены там и широко применяются. Государь очень любим и почитаем своими и со своими придворными он обращается с большой простотой и щедростью и иногда принимает вместе с ними пищу и развлекается. (Посол в Москве Георгий Перкамота 1486г.)
Главная ударная сила Русской армии – ужас Европы. Во время лавы, они ритмично выкрикивали с нарастающей громкостью и частотой «ВАР-ВАР-ВАР-ВАР!» А когда обезумевший враг драпал, разносилось победное: «УРАААА!»
Великий Hertsog Иоанн III. Прочтём «герцог» в зеркале: гость рекс. Повелитель купцов оказывается)
– все ее народы, употребляющие язык славянский и следующие обрядам и вере христианской по греческому закону, по народному прозвищу руссы (по-латыни рутены) размножились до того, что или вытеснили народы, жившие между ними, или принудили их принять свой образ жизни, так что теперь все называются одним общим именем руссов. Все они признают себя славянами, однако германцы, взяв название от одних вандалов, всех, у кого в употреблении славянский язык, без разбора называют вендами, виндами и виндишами.
– Из государей, которые ныне владеют Руссией, главный есть великий князь московский, который имеет под своей властью большую ее часть; второй – великий князь литовский, третий – король польский, который теперь правит и в Польше и в Литве.
– Одни прозвались моравами от реки, другие очехами, т. е. богемцами; таким же образом прозвались хорваты, белы, серблы (сербы) и хоронтаны, которые остались жить на Дунае, но, выгнанные валахами и пришедши к Висле, получили имя лехов, от некоего Леха, польского князя, от которого поляки и теперь называются также лехами.
Другие назвались литвинами, мазовами, померанами; третьи, живущие по Борисфену, где нынче Киев, полянами; четвертые – древляне, живущие в рощах, поселившиеся между Двиной и Припятью, названы дреговичами, другие – полочане, по реке Полоте, которая впадает в Двину;
другие около озера Ильменя, которые заняли Новгород и поставили у себя князя по имени Гостомысл; другие по рекам Десне и Суде названы северами или северскими; другие же около истоков Волги и Борисфена прозваны кривичами; их столица и крепость – Смоленск. (Советник-камергер и начальник Австрийского государственного казначейства Сигизмунд барон Герберштейн-Нейперг-Гюттентаг. Вена, 1 марта 1549 года.)
На закуску. Для тех кто имел мужество дочитать до сих пор – загадка: Кто на портрете, Кортес или Магеллан?
Ермак Тимофеевич. Легендарный казачий атаман, который блестяще провёл операцию по наведению конституционного порядка в Сибири.
ПРИМЕЧАНИЕ: Гравюры, размещённые в данном материале – из книги барона Герберштейна «Записки о Московии». 1549г.
Бонус: кто на фото? Ясно, что Батый, ясно что правитель золотой орды, все ведь по-турецки понимают нынче! Лицо!
Снова русский казак. Теперь прочтите по-русски имя… правильно! ВАТU КhАН! Теперь главный сюрприз – берём калькуляторы и считаем сколько лет прожил на свете хан Батый. О! Занавес!
Более десяти тысяч разных видов деревьев растёт на земном шаре. Каждое из них имеет своё название. И лишь одно из них носит имя человека. Это дерево — секвойя.
Кровавая борьба велась между коренным населением Америки и белыми завоевателями. Страшному огнестрельному оружию чужаков индейцы могли противопоставить лишь стрелы и копья. Но неволя страшнее смерти. Так говорил своим соплеменникам легендарный вождь ирокезов Секва. Он изобрёл для своего народа письменность, он заботился об образовании индейцев, он же стал во главе объединённых им воинов и повёл их в бой против иностранцев-захватчиков. Секва погиб в одной из неравных схваток. Но народ ещё долго оказывал чужакам сопротивление. В честь свободолюбивого Секвы индейцы назвали самое высокое, самое выносливое дерево своей земли.
Завоеватели делали всё возможное, чтобы заставить гордых индейцев забыть свою историю, пытались вытравить из их памяти героические легенды и переводы о прежней независимости родной земли. Поэтому-то и резала глаза завоевателям могучая секвойя. Ведь своим названием она напоминала о победоносном вожде Секве! Европейцы стали переименовывать дерево. Сначала нарекли его калифорнийской сосной. Потом придумали название «Мамонтово дерево». Оба названия не прижились. Позднее английские ботаники в честь своего полководца Веллингтона назвали дерево «велингтонией». Американцы возмутились и назвали дерево «вашингтонией». Конечно, распространения не получило ни одно из этих названий, их не признавали индейцы. Гордое имя Секвы оставалось неотрывно от дерева-богатыря.
Почему же так долго шли споры вокруг названия дерева? Потому что секвойя — дерево действительно уникальное. Его высота — более ста сорока метров. В охвате некоторые деревья достигают двадцати шести метров, вес такого ствола превышает тысячу тонн. Секвойя – дерево-долгожитель. Возраст некоторых экземпляров, по определению учёных, достигает шести тысяч лет. За жизнь такого дерева прошла вся древняя, средневековая и новая история человечества. А древние они потому, что никакие опасности им не страшны: они такие мощные, что устоят под любыми ветрами; их древесина и кора содержат дубильные и другие вещества, защищающие от грибкового гниения и жуков-точильщиков, а толстая кора и в огне не горит.
Низовые пожары даже полезны для секвойи: они уничтожают конкурентов, помогают шишкам раскрыться и создают благоприятные условия для молодой поросли, которая купается в солнечном свете и удобряется питательной золой. Во взрослое дерево может ударить молния — но, как правило, это не смертельно. Так гиганты и живут век за веком, становясь все старше — и все больше. Конечно, существует одна опасность, которая подстерегает большие деревья, — вырубка леса. Сколько гигантских секвой пало под ударами топоров в конце XIX и начале XX века!
Зачем вырубали в Америке секвойю, ведь это целое достояние? Считается, что лес вырубали из-за древесины, но это не так. Древесина древних великанов оказалась такой хрупкой, что при ударе о землю стволы зачастую разваливались на куски, а уцелевшие части совсем не годились для строительства, а ведь строить можно было и из более мелких экземпляров, и другого леса.
Дело в том, что старые деревья являются информационным накопителем, базой данных, жёстким диском, говоря современным языком. Всё, что происходит на планете, деревья записывают в свой информационный портал… И видимо кому-то нужно было перекрыть этот доступ. Оставили несколько гигантов меньшего размера и образовали национальный парк.
Самое интересное, что парк «Секвойя» является лишь крошечной частичкой тех гигантских лесов, которые существовали примерно 7500 лет назад. А ведь остались пеньки и побольше, и разбросаны по всей планете. Это так называемые «столовые» горы, учёные всего мира так называют горы с ровной, будто срезанной верхушкой, так называемым «столом». Но некоторые считают, что это не горы, а окаменелости древних гигантских деревьев. Версия непопулярна в учёном мире, однако мы знаем, насколько этот «мир» бывает консервативен. Но даже при беглом сравнении угадывается сходство.
Мало кто знает, но существует оказывается музей окаменевших древних деревьев. Находится этот музей под открытым небом, в штате Аризона, и называется Петрифайд-Форест (окаменелый лес). Экспонаты относят к триасовому периоду мезозойской эры, т.е. около 225 миллионов лет назад. Они представляют собой поистине удивительное зрелище. Внешняя часть ствола дерева привычна нашему глазу, но внутри дерево представляет собой полудрагоценные камни! Лесные великаны превратились в драгоценные пласты, состоящие из агатов, яшмы, сердолика, оникса и аметиста. Яшма дает красный оттенок, от аметиста исходит лиловый, а самым непредсказуемым является агат, от него получаются всевозможные различные цвета.
Что интересно эти деревья выглядят не сломанными, а напиленными, и причем это произошло до их затвердевания, а также они малы по отношению к секвойям, некоторые считают, что это ветки гигантских деревьев, так как 225 миллионов лет назад таких мелких деревьев не существовало. И те деревья были настолько гигантские, что калифорнийские секвойи рядом с ними выглядят как спичка.
Загадок много. Нужно только захотеть из разгадать.
Кремниевое дерево. Наблюдение в Ильменском заповеднике
Японцы решили спилить 50-ти метровые криптомерии
Всемирный потоп был совсем недавно
ПОДВИЖНИКЪ
Следы недавнего потопа в памятниках старинной русской литературы. Свидетельства о недавнем
изменении климата, в записках путешественника 1692г. ("Читая Вивлиофику" / эпизод 1)
По крупицам всплывают тщательно скрываемые официальной И/Зторией отголоски великого потопа
(одного из.) некогда накрывшего нашу землю. Но, шила в мешке не утаишь, всего на свете не отследишь,
нет-нет, да и покажется острие шила правды из мешка лжи, уколет прям в сознание – а ведь было что-то.
А что именно, почему, когда – теперь можно лишь догадываться.
Публикую здесь небольшой отрывок из "Древней Росийской Вивлиофики" (часть восьмая) издаваемой Николаем Новиковымдля «обличения несправедливого мнения тех людей, которые думали и писали, что до времени Петра Россия не имела никаких книг, кроме церковных».Н. И. Новиков понимал необходимость публикации исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п.
В противовес модному французскому воспитанию Н. И. Новиков пытался найти примеры для подражания в добродетелях предков, в нравственной высоте и силе старых русских начал, которые должны были содействовать укреплению национального самосознания и дать «начертание нравов и обычаев наших предков», чтобы мы познали «великость духа их, украшенного простотою».
Основной недостаток — отсутствие системы, хронологической последовательности. Материал публиковался, очевидно, по мере его поступления, источники указывались. Акты и летописи, напечатанные в «Вивлиофике», и в своё время признавались неточными. Это, однако, не умаляет исторического значения «Вивлиофики», до сих пор представляющего значительный научный интерес.
Материал для своих изданий памятников старины Н. И. Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым разрешен ему императрицей Екатериной II в 1773 году. Н. И. Новиков и сам составил себе собрание рукописей исторического содержания. Много материалов предоставили Н. Н. Бантыш-Каменский, Г. Ф. Миллер, М. М. Щербатов и др., а также и сама Екатерина II, поддержавшая издание «Вивлиофики» щедрыми субсидиями.(википедия)
Итак, вот он, тот отрывок (стр.397-398) в котором говорится о недавнем потопе, который жив еще в памяти людской, современников этого путешественника, тех, у которых он черпал сведения…
Обратите внимание – Древние Сибяряки и Руские говорят – До Потопа. СТОП!!! До какого потопа? О каком потопе совершенно спокойно (так, как будто все об этом знают, и в подробностях описания нет нужды) повествует как сам автор (посланный самим царем) так и разсказчики (с его слов) Почему мы ничего не знаем об этом от официальной истории? И это не просто потоп (речка вышла из берегов) там слоны с мамонтами плавали, это значит что и населенные пункты смывало (мамонт размером и весом с бревенчатый дом) если не более того.
В этом маленьком отрывке, весьма много сведений, подтверждающих альтернативную версию истории, о не так давно произошедшем потопе, с грязе-селевыми потоками, сотворивших напластования слоев грунта, поверх существующего на тот момент уровня почвы, содержащих в себе различные артефакты, как то – останки тел, кости, обломки керамики, предметы, утварь, и прочая, что продвигаясь собирал сель.
Обычно, ведя раскопки, специалисты принимают во внимание глубину залегания найденного артефакта, при расчете его возраста, без учёта того, что различные слои не обязательно образовывались в результате оседания пыли в течении многих тысяч лет, а чаще всего одномоментно, путем грунтового напластования, грязе-селевыми потоками. В таком разсмотрении, всё найденное можно смещать как во времени (это было гораздо позже, ближе к нашему времени) так и в пространстве (откуда принесло артефакт на место обнаружения – неизвестно) По большому счету, рушится весь карточный домик СОВРЕменной Х/Зтории. Разсмотрим же отрывок сей, со тщанием подвергнув его подробному, детальному анализу:
Местные жители повествуют открыто, о том что места их были весьма теплые (до потопа) и слонов тамо имелось множество… О том что случился потоп (!!!) что слоны и "прочие твари" плавали по воде, и потопли в грязях (нанесенные селевыми потоками) и болотах (естественно образовавшихся тогда же) что само по себе, прямо, черным по белому, слово в слово подтверждает версию современного руского интернет-сообщества альтернативной истории, о последствиях несомненно бывшего не так давно потопа. И ниже – (подчеркнуто синим) автор подвергает сомнению правдоподобность сведений о перемене климата "выключая токмо о перемене климата" и дает свою версию произошедшего (подчеркнуто желтым)
Но если разобраться – с какой стати ему подвергать сомнению данные сведения? Ведь автор никогда не жил и вообще не бывал в тех местах. На каком основании он выдает свою трактовку события? Возможно что веские причины для этого были (цензура?) но зачем тогда вообще было упоминать о том событии? Скорее всего (я так думаю) автор искренне не поверил некоторым деталям, в рассказах местных жителей, и пытается адаптировать для себя (а следовательно и для заказчика) то, что не помещается в его сознание, противоречит имевшимся на тот момент сведениям, утвержденных официальной наукой того времени. Ведь не упомянуть об этом он тоже не мог – сведения то имеются. И если кто то, а не он, донесет их до высочайшего заказчика, получится немалый конфуз, как то так…
Но вот сам факт потопа, автор сомнению не подвергает ни коим образом (подчеркнуто желтым) сие мнение нельзя весьма уничтожить – что и говорить, сказано более чем утвердительно. Вряд ли здесь имеется в виду библейский потоп, ибо время его (по легенде) слишком отдалено от описываемой действительности, да и сам характер подробностей, излагаемых местными жителями говорит о событии как о недавно произошедшем. И скорее всего этих потопов было не так мало, в истории планеты.
Ну а что до слонов то, говоря словами Полиграф Полиграфыча Шарикова – "Слоны, они животные полезные" ("Собачье Сердце" М.А.Булгаков) Еще во второй четверти XV века в Евразии жили «неведомые» звери, видно по карте Борджиа 1430 года. На ней в районе между Камой и Яиком изображен мамонт верховного правителя с седлом на спине (то что это именно мамонт, видно по изображенной шерсти на туловище объекта)
Да и изображения слонов на территории погибшей в мировой катастрофе (подробнее) страны Катай – не редкость. (карта Келлера 16 век )
Вот леопард, на старинной карте 15го века, примерно район Белого моря.
Вот грифон, на той же карте, район современного г.Воркута
И таких изображений, подтверждающих иной, более теплый (чем в наше время) климат северных территорий нашей страны, множество (из того что сохранилось на данный момент) А сколько еще всего кануло в лету, или содержится в спецхранах и запасниках музеев, в частных коллекциях? Острие шила правды все равно выглядывает из мешка лжи, как ни крути. Слишком длинным этот пост решил не делать – тема всем известная и многими трудами соратников освещена интересующемуся пользователю, да и аз, грешный, приложился , по ссылкам можно ознакомиться кое с чем (СЛЕДЫ ПОТОПА В ТВЕРИ) так, информация к размышлению…(ЛЕДНИК В АФРИКЕ ИЛИ ГИГАНТСКИЙ ШПАТЕЛЬ)
И в довесок – ссылка на ресурс (ВКонтакте) где можно скачать и спокойно изучать этот ценный исторический документ в 20 частях (!!!) Правда много неинтересного, откровенно скучного (если долго читать – сама манера изложения сильно отличается от современной) но кое что выудить, я думаю можно. В основном это официальные документы, деловая переписка (грамоты) но есть и такие вот реликвии. (отчет о путешествии) есть даже театральные постановки того времени, комедии.
П.С. вообще, сама манера и стиль официального письма того времени обязывала к соблюдению многих формальностей, положенных по чину, как то – перечисление регалий, клятвы верности правителю, выражения благодарностей всякого рода ему же, и прочая и прочая, и читать всё это долгое время весьма утомительно современному человеку (на мой взгляд)
Оказывается, Николаас Витсен был не единственным европейцем, побывшим в 17 веке в России и написавшем об этом книгу. Был еще Ян Янсен Стрейс. Вот что пишет о нем русская часть Википедии:
(Jan Jansen Struys, 1630–1694) – путешественник XVII века из Нидерландов, написавший книгу «Три путешествия» о своих путевых приключениях.
В 1647 г. юный Ян Стрейс сбежал от строгого отца, завербовавшись в Амстердаме как парусных дел мастер на судно для большого торгового плавания. Побывав в различных местах Африки, Юго-Восточной Азии и Японии, в 1651 г. он вернулся в Голландию. Второе путешествие Стрейс совершил в 1655 г. в составе венецианского флота, ведшего войну с турками. Там он попал в плен, бежал и через 2 года вернулся домой, где остепенился, женился, но не удержался от очередного, 3-го путешествия. В 1668 г. Стрейс нанялся парусным мастером в «Московию», малоизвестную в Европе страну, только создававшую первые мореходные корабли.
Домой он вернулся в 1673 г., а перед тем пересек всю Россию от Новгорода до Астрахани, стал свидетелем восстания Степана Разина и даже лично встречался со знаменитым атаманом. Из Астрахани Стрейс с группой товарищей бежал от террора казаков, но на территории Дагестана был пленен, подвергнут пыткам и продан в рабство. Он смог выкупить себя уже в Персии, откуда добрался до Голландии. В 1675 г. Ян Стрейс написал увлекательную книгу о своих приключениях, в которой ярким и образным языком изложил детали быта, поведения, внешности людей в тех краях, где ему довелось побывать. Несколько глав книги посвящены описанию Москвы и русских нравов в XVII в. (см. «Из-за острова на стрежень»).
В том же 1675 г. году путешественник отправился снова в Москву в свите Кунраада фан-Кленка, посла Голландии в России. Посол хлопотал перед русским царем о возмещении убытков, понесенных Стрейсом на службе у царя, но была ли удовлетворена просьба – неизвестно. В следующем году Стрейс вернулся домой и о дальнейшей его жизни известно мало.
Книга путешествий Яна Стрейса выдержала много изданий, была переведена на многие языки. Уже во время Петра I был заказан перевод на русский, однако впервые на русском книга появилась в 1880 г. в переводе П. Юрченко с французского. Выбор французского издания посчитали не совсем удачным, и в 1935 г. вышел новый перевод Э. Бородиной.
В этой книге вообще не упоминаются слова "Тартария" и "тартары".
Но вот как выглядит оригинал этой книги:
Drie aanmerkelyke reizen (Три значительных путешествия):
Т.е. при переводе этой книги на русский язык просто все тартары были заменены на татар.
Отрывки из книги:
6-го числа мы вошли в реку Оку, которая берет свое начало на границах Малой Татарии, вблизи источников Донца, Doniec, и, протекая с Юга на Север, впадает в Волгу под Нижним Новгородом. (надо понимать, что в оригинале написано: Малой Тартарии. Тогда все логично: есть Гранд (Большая )Тартария, и есть Малая Тартария.) Этот город (Касимов) был прежде под властью Татар, ныне же он в зависимости от Московского царя, власть которого над собою и своим достоянием признал князь Рескитский еще 12 лет от роду.
23-го мы видели еще много сел и монастырей, а 24-го остановились в селе Ляхи 111, Leshi, самом большом из всех виденных нами до сих пор сел. Из Ляхов отправились в Муром, [64] Moruma. Этот маленький городок, населенный Москвитянами и Татарами, называемыми Мордвой, Morduvins, составляет границу последних, хотя находится под властью царя. Т.е. мордвой - одной из народностей, населявшей когда-то существовавшую Тартарию.
2-го Июня отправились в Нофимки, Nofimki, а 5-го были в виду Нижнего Новгорода. Этот славный город расположен на возвышенном берегу реки Волги, под 56° 28‘ широты. Его стены [65] каменные, и великий царь заботится о том, чтобы постоянно содержать в нем сильный гарнизон. Посады, les dehors, плотнее населены, нежели кремль, le dedans. Татары и Русские живут в нем довольно мирно. Прежде жило здесь много кальвинистов 117; и лютеран, совершавших открыто свое богослужение, но теперь их мало, так как большая часть удалилась в другие места.
Затем он описывает в своей книге казанских татар, ногайских татар, дагестанских татар, черемиских татар, черкесских татар (вернее тартар, надо понимать).
Еще один европейский путешественник - Адам Олеарий – немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик и физик. Будучи секретарём посольства, посланного шлезвиг-голштинским герцогом ФридрихомIII к персидскому шаху, записал и опубликовал свои заметки, собранные во время путешествия.
В 1633 году герцог Фридрих III отправил из своей резиденции в Готторпе посольство к русскому царю Михаилу Фёдоровичу и персидскому шаху Сефи I. Цель – завязать торговые сношения с Москвой и в особенности с Персией: герцог хотел забрать в свои руки сухопутную торговлю шёлком-сырцом. Во главе посольства стояли искусный дипломат Филипп Крузиус фон Крузенштерн из Эйслебена и гамбургский купец Отто Бругман (Брюггеманн). Их сопровождала свита в количестве 34 человек, а в качестве секретаря и, главным образом, переводчика, знающего языки тех стран, куда отправлялось посольство – Олеарий.
И в этом русском переводе тоже не упоминается о Тартарии, в отличии от оригинала, который называется так: Olearius A. Persiaensche Reyse uyt Holsteyn door Lijflandt, Moscovien, Tartarien in Persien. 1651.
В русском варианте книги, рассказывающем о его путешествии упоминаются только татары:
Государи и императоры, короли, герцоги и маркизы, графы, рыцари и граждане и все, кому желательно узнать о разных народах, о разнообразии стран света, возьмите эту книгу и заставьте почитать ее себе; вы найдете тут необычайные всякие диковины и разные рассказы о Великой Армении, о Персии, о татарах, об Индии и о многих других странах; все это наша книга расскажет ясно по порядку, точно так, как Марко Поло, умный и благородный гражданин Венеции, говорил о том, что видел своими глазами, и о том, чего сам не видел, но слышал от людей нелживых и верных. А чтобы книга наша была правдива, истинна, без всякой лжи, о виденном станет говориться в ней как о виденном, а слышанное расскажется как слышанное; всякий, кто эту книгу прочтет или выслушает, поверит ей, потому что все тут правда.
Однако, как выглядят оригинальные страницы книги:
И еще пусть не оригинальный, но английский вариант этой книги И некоторые страницы из нее:
Так что мы читаем? Армия Тартарии, Королевство Тартарии, Чинзиг хан -первый император Тартарии, 6 успешных императоров Тартарии... Как-то более на рассказ об успешном государстве похоже, чем о диких кочевниках, скитающихся по степям со своими чумами и скарбом. Более массовые посещения но уже не Тартарии, а Московии начались уже в 16 веке. До этого времени о Московии нет упоминаний?